Чугунные башмаки и бетонный мешок: как в Нижнем Новгороде появился необычный памятник соляной афере
На одной из самых красивых и старинных улиц Нижнего Новгорода напротив здания Соляной конторы установлен необычный памятник. Арт-объект в виде чугунных башмаков, бетонного мешка и надписи на постаменте "Соляная афера" появился на Рождественской улице в 2013 году. Возле композиции есть небольшая табличка, где белым по черному рассказывается краткая история появления в столице Поволжья уникального памятника.
Это сейчас мы с вами воспринимаем соль, как нечто само собой разумеющееся: в магазинах ее полно, мелкой, крупной, с различными добавками и вкусами. Цена не то, что доступная, а по сравнению с другими продуктами и даже приправами, низкая. А когда-то все было совсем не так. В 1648 году в России произошел самый настоящий соляной бунт, после которого русские самодержцы несколько пересмотрели свой взгляд на этот продукт.
Точку в этом вопросе более чем на полтора века поставил Петр I, который в 1705 году ввел государственную монополию на соль. И именно в Нижнем Новгороде впоследствии была открыта Соляная контора, которая занималась распределением соли по всей стране. Место для соляных складов было выбрано максимально «удачное». Сами посудите, амбары возвели на берегу Оки под Благовещенским монастырем в количестве около 80 штук. С точки зрения торговли место было идеальным: отсюда баржи развозили соль по всей европейской территории России. Однако весеннее половодье практически из года в год затопляло склады, давая возможность списать недостачу соли на «непреодолимые силы природы».
Екатерина II со свойственным ей реформаторским подходом к российскому бытию собиралась перенести главные запасы соли в другие места. Однако в 1784 году в указе о ликвидации Соляной конторы ей пришлось констатировать, что новые амбары не готовы.
В результате Нижний Новгород так и остался соляной столицей страны.
В первой половине XIX века солевое дело четырежды подвергалось реорганизации: его то отдавали во власть соляной конторы, то передавали в управление напрямую Казенной палате. В 1854 году запасы соли вновь перешли в ведение Казенной палаты, которую возглавил дворянин Василий Вердеревский. Он то и стал главным действующим лицом «аферы века».
Интересно, что нечистым на руку оказался не только Василий Евграфович, но и его младший брат, который нажил состояние на продаже гнилой муки. За свои «трудовые подвиги» Вердеревские получили прозвище «хлебосолы».
В 1864 году император Александр II решил заменить соляную монополию акцизом и повелел распродать запасы соли по сниженной цене. Но склады оказались практически пусты! По документам в нижегородских амбарах хранилось почти 1,5 миллиона пудов соли (около 24 тысяч тонн), а во время ревизии проверяющим удалось найти только около 5,5 тысячи пудов (88 тонн).
Как оказалось, Василий Вердеревский тайно продавал соль большими партиями, а потом списывал ее, ссылаясь на очередной разлив рек во время весеннего половодья, которое превращало хороший продукт в непригодный для употребления.
В 1869 году состоялся суд. Купцы Бугров, Блинов, Игнатов, Буянов и другие, которые купили соль «в темную» - отделались несколькими днями ареста. А вот Вердеревского, как главного махинатора соляной аферы, отправили в ссылку. Правда, в скором времени ему разрешили «по состоянию здоровья» вернуться жить в поместье дочери.
А по городской легенде, отец купца Федора Блинова, причастного к скандалу, подарил сыну чугунные калоши с напутствием: «Носи один раз в год и помни о нашей купеческой чести». А уже в современном нижегородском фольклоре появилось поверье, что чугунные башмаки приносят каждому примеряющему дар щедрости.