Хоть это и не про канал имени Москвы, но про наших соседей, город Кимры. Все хотя бы раз мимо него на теплоходе проходили, а кто-то там даже был.
40 лет назад, 16 декабря 1978 года в Кимрах торжественно открыли мост через Волгу
Под аплодисменты участников митинга мостостроители торжественно вручили символический ключ от моста председателю исполкома городского Совета народных депутатов А.И.Голубеву. Почетное право открыть мост предоставляется первому секретарю обкома КПСС Н.Г.Корыткову и председателю государственной комиссии, заместителю председателя исполкома областного Совета народных депутатов Н.И.Курочкину.
Делегация Савеловского машиностроительного завода начала шествие с правого берега и встретила руководство города на середине моста.
Кимрский мост построен в 1978 году Мостоотрядом № 6 (Ярославль) по типовому проекту московского института «Гипрокоммундортранс».
Железобетонный четырёхпролётный. Второй и третий пролёты судоходные.
Высота пролётов от нормального проектного уровня — 16,4 м.
Длина 554,4 м.
Ещё несколько исторических выдержек.
Значительным толчком, способствующим дальнейшему росту Кимр, стал приход к селу железнодорожных путей, что случилось в 1901 году. Как оказывается, мост через Волгу в Кимрах мог появиться ещё тогда. Но всё решила традиционная во все времена российская уловка – взятка! Тогда взбунтовались извозчики, и купцы решили не рисковать. А всё по тому, что железная дорога подрывала устои существовавшей в то время мощной организации, ведающей перевозкой грузов лошадьми. Постройка станции в отдалении от села «отвела грозу» от ломовиков и спасла их капиталы.
После революции и гражданской войны нужда в переправе вновь напомнила о себе. После строительства Иваньковского гидроузла Волга в Кимрах разлилась до 500 метров и стала глубиной от 5 до 8 метров. Это событие ещё дальше отодвинуло от себя два берега города.
Со становлением и развитием савёловского машиностроительного завода и обувных фабрик возникла потребность поставки товаров и транспорта через реку. Савёловской завод начал испытывать некоторые притеснения из-за этого и первым выступил с инициативой постройки мостового перехода через великую русскую реку, дабы обеспечить себе связь с левобережьем города и со столицей области, городом Калинин (Тверь). Но инициативам помешала начавшаяся Великая Отечественная Война, и о мосте пришлось забыть на долгие годы.
После войны началось развитие Кимрского порта, и по Волге, между двумя берегами, было организовано регулярное водное сообщение.
На зареченской стороне в 60-е годы был построен речной вокзал с пристанью, а перед ним разбит роскошный, по тем временам, сквер со статуями и фонтаном.
Катера, которые перевозили кимряков с берега на берег, делали 4 остановки, в центральной, в зареченской, в старом Савелово, и в новом Савёлово, а потом снова на зареченской и центральной стороне города.
Помимо пассажирских перевозок, была организована и паромная переправа между савёловской и зареченской сторонами, по которой перевозили транспорт и технику.
В зимний период катера и паром вставали на прикол. На лёд, для жителей, устанавливали деревянные настилы. А техника шла прямо по льду. Тогда, конечно, и зимы были посуровее, чем сейчас и лёд на Волге был толстым. Но случались и трагедии, когда техника и люди проваливалась под лёд. Кимрякам мост тогда нужен был уже позарез.
И вот, наконец, случилось то событие, которое Кимры ждали очень долго. В 1974 году после длительной процедуры разработки строительной и проектной документации, её утверждения и согласования, ярославский «Мостоотряд №6» направляет в Кимры десант ярославских мостостроителей, костяк которого составляли 12 инженерно-технических работников: начальник строительства, прораб, пять мастеров, инженер и техник ПТО, механик и бригада строителей под руководством Артемьева Н.В.
Тогда же в должности начальника строительства был утверждён Геннадий Алексеевич Вишняков.
Мост было решено строить в самом мелком, в черте города, месте Волги. Здесь были более прочные грунты и мало песков. Въезд на мост было решено начинать от дома по улице 50 лет ВЛКСМ 105 и выводить на улицу Ленина.
23 октября 1974 года состоялось торжественная церемония закладки моста, в результате которой старейшим на тот момент жителем города Кимры был заложен серебряный рубль под первую забитую сваю под опору № 9.
Всего на строительстве моста трудилось 140 человек. Рабочих набирали и обучали непосредственно на месте – в Кимрах. Стимулом для трудоустройства в «Мостоотряд» было выделение горисполкомом благоустроенных квартир.
Теперь хочется сказать о технологиях, которые впервые применялись на строительстве нашего моста. Был применён метод прилеплённого литья.
Делалось это так. Изготавливали на стенде блок. Сняли опалубку, затем на торец блока наносили специальный раствор белого цвета. Затем рядом с уже отлитым и намазанным блоком снова ставили опалубку, и следующий блок отливали впритык к первому, как бы прилепляли к нему. После домкратами сдвигали «прилеплённый» блок, отрывая его от предыдущего. Точно также изготавливали и последующие блоки. Затем, на баржах блоки доставляли в Кимры. При монтаже рельеф блоков в точности совпадал, как совпадают, например края разорванного листа бумаги. Новая технология обеспечила лучшее сцепление, склеиваемых в процессе монтажа, блоков, а значит, облегчала процесс монтажа и способствовала убыстрению и повышению качества мостостроительных работ.
По материалам сообщества ВК Кимры-инфо.