Главный зал
По лестнице из парка посетители вокзала сразу попадали в главный зал. Сегодня он требует реставрации, там все обтянуто пленкой.
Сквозь строительные леса можно увидеть большие плиты мрамора на стенах. Под потолком расположились гербы Советских Республик, по три штуки с четырех сторон. Причем над главным входом они выполнены в виде окон, гербы нарисованы на стекле.
Потолок сделан кессонами с живописью гризайл – это специальная техника, которая придает рисунку объем. Ею часто заменяют лепнину. После его расчистки и реставрации в некоторые кессоны повесят люстры.
Пол также выполнен из мрамора: в центре располагался наборный рисунок – четыре черных якоря в рамке из красного камня на белом фоне.
Интересный факт Справа от входа разместилась неприметная деревянная конструкция. Это настоящая историческая касса 1937 года. Реставраторы приняли решение восстановить ее и использовать не только для экскурсий, но и по назначению. Туда посадят кассира, который будет продавать билеты.
Зал-ресторан
Слева от главного зала расположился вход в ресторан с циферблатом над дверью. Мраморные стены с резными деревянными панелями, наборный паркет, кессонированный потолок с живописью гризайл и медальонами с изображением кораблей – таким был ресторан в советские годы, напрямую связанный со столиками на крыше. Именно отсюда официанты бежали по прямой лестнице рядом с фонтаном Юг с подносами еды.
«Когда специалисты расчищали поверхность, то за часами нашли рисунок. Но поскольку это был совсем маленький фрагмент, его закрыли и оставили циферблат», – добавила Ольга Кочубей.
Ресторан восстанавливать не будут: на вокзале разместят только кафе и зону буфета.
«По современным требованиям рестораны должны обеспечивать полный цикл. То есть половину цокольного этажа пришлось бы занять оборудованием: печами, холодильниками и др. Сейчас мы не можем этого позволить», – сказал Юрий Иванов.
Интересный факт В советское время зал ресторана активно функционировал. Но каждые 20 лет у него сменялось руководство. И каждый считал своим долгом сделать ремонт «под себя». При расчистке пола в зале ресторана нашли шесть слоев паркета, но исходный рисунок найти так и не удалось.
Зал ожидания
Он расположен симметрично к залу ресторана с правой стороны. Внутри не просто помещение – под потолком разместились балконы, на потолке – живопись в технике гризайль. На стенах – деревянные резные панели и рисованные панно, показывающие, как отдыхали и работали советские люди. На полу лежал наборный паркет с собственным рисунком.
Сейчас изображения и панели сняли и отправили на реставрацию. Пол тоже переместился в мастерские. Стены и потолки собираются расчищать и обновлять.
Залы ожидания и ресторана создавались как симметричные не только по расположению, но и по интерьерам. Однако проектировщики не стали делать точную копию: в каждом создали свою «изюминку».
Например, окна в ресторане – круглые, в зале ожидания – шестиугольные, а деревянные панно различались по рисунку.
Кроме того, в залах ожидания и ресторана, а также по открытым галереям планировались эксплуатируемые световые потолки, то есть крыша должна была быть стеклянной, по которой могли бы ходить люди.
Ее даже начали делать, но на этапе строительства идею свернули и потолки сделали глухими. Все из-за недостатка технологий. В конце 1930-х годов не смогли создать такой потолок по нормам безопасности.
Зал Сталина
Слева от входа в зал ожидания расположился небольшой зал Иосифа Сталина. По некоторым источникам, это был личный кабинет главы СССР. Он заседал здесь и принимал людей, когда бывал на территории Северного речного вокзала.
Кабинет полностью сочетается с остальным зданием: на стенах – мрамор, на полу – наборный паркет, на потолке – кессоны с живописью гризайль. Все это сейчас передано в руки мастеров-реставраторов.
После окончания работ кабинет восстановят.
На каждой из четырех стен есть пустые круглые ниши, где должны были расположить панно.
«Есть предположение, что раньше их украшали портреты государственных деятелей. Но возможно, что в какой-то период они стали неугодными. Их сняли, места расчистили и оставили пустыми. У нас нет информации, кто был там изображен. Поэтому мы приняли решение оставить их такими, в качестве исторических элементов», – уточнила Ольга Кочубей.
Зал НКВД
Справа от кабинета Сталина небольшая дверь ведет еще в один зал – НКВД. Когда представители этого ведомства появлялись на территории вокзала, они заседали в этом помещении.
Сейчас тут реставраторы отливают капители и водометы для здания.
«К сожалению, зал до нас дошел совсем без живописи. Остались только кессонированные потолки. У нас нет данных о том, как он выглядел раньше, поэтому здесь пройдут только основные работы. Расписывать его заново не будем», – сказала Ольга Кочубей.
Второй этаж палубы корабля
С обеих сторон от входа расположились железные лестницы. Они ведут на второй этаж. Что примечательно, перила – исторические и подлежат реставрации. Скоро над ними начнут работать.
Второй этаж Северного речного вокзала был административный. Обычных посетителей туда не пускали. Сейчас там активно расчищают полы, потолки, стены. Стоит отметить, что это не единое пространство – этаж разделен на две части. Чтобы попасть в каждую из них, нужно подняться по определенной лестнице сбоку от входа.
Единственное место, куда допускались гости – детская комната. Там можно было оставить малышей на время. Она существовала недолго. У архитекторов даже нет точных данных, когда именно она прекратила свою работу. Сохранилась лишь одна фотография с упоминанием этого места.
Единственное, что осталось в этом помещении от 1937 года, – живопись. В советское время, когда комнату переделывали из детской, рисунок зашили гипсокартоном. Это его и спасло. Сейчас архитекторы заняты его расчисткой.
Открытые «палубы» второго этажа
Галереи второго этажа не пощадило не только время, но и погода. Из-за воздействия осадков и солнца столбики ограждений быстро приходили в плохое состояние, поэтому их часто красили. В итоге во время исследований архитекторы не могли понять, что изображено на балясинах. Исходный вид удалось установить только по фотографиям.
Кроме того, полностью разрушился их внутренний каркас. Поэтому специалисты приняли решение отлить столбики заново и обмазать террозитовой штукатуркой.
Галереи с двух сторон переходят в лестницы на крышу, первая часть которых расположена перед выходами к фонтанам. Сейчас там перебирают гранитный камень ступеней и проводят гидроизоляцию.
Над галереями трудятся специалисты: стены пропитаны и усилены специальными составами, трещины заделаны. Полы выполнят по историческим фотографиям из наборного мрамора.
Трюм
Поскольку здание вокзала расположено на холме, со стороны парка кажется, что оно двухэтажное. На самом деле здесь три уровня. Самый нижний видно лишь со стороны канала им. Москвы.
Сюда никого не пускают – очень грязно и пыльно: убирают инженерные каналы и выравнивают пол. Затем проведут чистовую отделку.
После окончания работ в подвале создадут музей мореходства и Северного речного вокзала.
Спуск к воде
Когда гости проходят сквозь основной зал первого этажа, они попадают на главную лестницу. Интересно, что со стороны канала им. Москвы это уже не первый уровень, а второй.
Лестницу укрепили, гидроизолировали, перебрали гранитные камни ступеней. Перила тоже сохранились не в лучшем состоянии, но их можно восстановить.
Прямо на лестнице установят фонари с плафонами-шарами, которые восстановят по историческим фотографиям.
Интересный факт На исторических фотографиях видно, что около вокзала росли… пальмы. Что случилось с ними потом – неизвестно. Кроме того, в советское время с причала каждые полчаса уходил маленький теплоходик. «Он пересекал канал им. Москвы. Люди с той стороны могли спокойно садиться на него, переплывать и гулять в парке», – рассказал Юрий Иванов.
Вокзал для всех
И хотя архитекторы стремятся восстановить исходный облик здания, вокзал приспособят для маломобильных людей. Внутри установят лифты: они будут подниматься с цокольного этажа, а вдоль наружных лестниц сделают пандусы. Это обеспечит доступ во все части «порта».
Также организуют отдельные помещения, универсальные санузлы, специальные тактильные информационные таблички.
«Мы хотим, чтобы у всех была возможность путешествовать», – сказал Юрий Иванов.
Автор
Мария Купцова