Канал имени Москвы, исторические хроники

Обсуждаем историю флота, судоходства и т. д.
Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 04 июл 2019, 22:50

Ну вот и всё..... обезглавили.

А я то гляжу, что утром какие-то действа там проходили.... Как жаль что не знала что именно сегодня это будет, да и вообще не знала что её снимать будут.
Но утром было так:
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну потом в сети появилась статья.
СО ШПИЛЯ СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА СНЯЛИ ЗВЕЗДУ
04.07

Утром 4 июля рабочие демонтировали оригинальную звезду 1935 года со шпиля Северного речного вокзала в Москве. Об этом Strelka Mag сообщила искусствовед и историк архитектуры Анна Гайнутдинова, которая наблюдала за проведением работ.

Звезда Северного речного вокзала была демонтирована с помощью автокрана. По словам Гайнутдиновой, после этого рабочие отделили от неё две композиции с серпом и молотом, которые были прикреплены по обеим сторонам звезды. Эти элементы будут направлены на реставрацию в московскую мастерскую. Помимо работы с металлическими элементами, будет проведена чистка самоцветов, которыми инкрустированы серп и молот.
Изображение

Демонтаж звезды был проведен в рамках масштабной реставрации здания Речного вокзала, которая началась в декабре 2018 года. Изначально она была рассчитана на три года. Авторский надзор за работами ведёт компания «Инженерная геология исторических территорий» (ООО «ИГИТ»).

По новым данным, реставрация должна завершиться уже в апреле 2020 года. Об этом Анне Гайнутдиновой рассказал архитектор Константин Беляев, который руководит работами и который также присутствовал при демонтаже звезды.
Изображение

Согласно распространенному мнению, изначально звезда Речного вокзала украшала Спасскую башню Московского Кремля. Однако по данным Анны Гайнутдиновой, эта информация не соответствует действительности.
Изображение

«Звезда с Речного вокзала напоминает звезду, которая была на Спасской башне до появления рубиновой, но они совершенно разные. Если пристально смотреть фотографии, то становится видно, что это два разных объекта. Они, конечно, похожи, но не идентичны», — рассказала искусствовед Stelka Mag.

Комплекс Северного речного вокзала в Москве был открыт в 1937 год в рамках сооружения судоходного канала Москва–Волга (ныне Канал им. Москвы).

Проекты металлических звезд были разработаны в 1935-1937 годах на заводе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) по эскизам театрального художники Федора Федоровского. Сама звезда Речного вокзала была произведена на на 81-м Московском заводе им. Молотова.

В связи с сокращением пассажиропотока в 2000-х годах здание фактически перестало использоваться по прямому назначению. С 20о9 года власти Москвы обсуждали реставрацию здания, которая началась в декабре 2018 года. После её завершения вокзал вновь начнет принимать суда.

Анна Гайнутдинова — искусствовед, историк архитектуры, член российского совета ИКОМОС. Комплекс Северного речного вокзала в Москве входит в круг её профессиональных и научных интересов.
Теперь здание выглядит обезглавленным...
Изображение

Изображение


И самое главное чтоб после вот такого заявления....
По словам Гайнутдиновой, после этого рабочие отделили от неё две композиции с серпом и молотом, которые были прикреплены по обеим сторонам звезды. Эти элементы будут направлены на реставрацию в московскую мастерскую.
.... вместо серпа и молота не влепили бы плитку и бордюр.
Помимо работы с металлическими элементами, будет проведена чистка самоцветов, которыми инкрустированы серп и молот.
.... а вместо камушков - пластик, как на китайских светильниках, что будут на веранде СРВ.
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 05 июл 2019, 13:19

82 года назад....
Изображение

Изображение

Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4454
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4693 раза
Поблагодарили: 6028 раз
Контактная информация:

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение avis » 06 июл 2019, 12:39

Согласно распространенному мнению, изначально звезда Речного вокзала украшала Спасскую башню Московского Кремля. Однако по данным Анны Гайнутдиновой, эта информация не соответствует действительности.
Господи! Это невыносимо! Откуда берутся такие неоискусствоведы и где они свой бред черпают! Сенсации захотелось этой дуре? Или опять журналюги всё не так поняли?

Но есть же кадры хроники, есть источники о строительстве канала и здания СРВ. Предположим, что в книгах врут, но нельзя же не верить собственным глазам!

phpBB [video]


В этом ролике отчётливо видна та самая кремлевская звезда, которую сняли сейчас с здания СРВ.
Одна из моих любимых книг о московской архитектуре 1917-1977гг. Ю.Александрова и К.Жукова "Силуэты Москвы". Издательство "Московский рабочий" 1978 год. Страница 74. Под текстом о звезде дана сноска "Эта звезда до замены металлических звезд рубиновыми была на одной из башен Кремля". Никто и не утверждает что именно на Спасской башне, но ведь была же на башне Кремля.
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 06 июл 2019, 13:37

Нина, об этом говорено-переговорено..... Ей явно славы захотелось.

Ведь есть устойчивое мнение о самой звезде. Да и на кадрах этой хроники всё видно.
На башню кремля поднимали звезды - вот те самые варианты.
Изображение

Технически вариант а) и есть наша с СРВ, но только без "контура".
В начале Ноября 1936 года, когда был уже готов шпиль Речного вокзала, руководство НКВД решило чем-то отметить приближающиеся праздники. Был отдан приказ о подъеме звезды на шпиль вокзала.Но к тому времени была установлена только временная строительная лебедка и было принято рискованное решение поднимать ей. 6 Ноября 1936 года начался подъем звезды, но когда звезда была на самом верху, оборвался трос лебедки, и звезда полетела вниз. Ударившись со всего размаха о землю звезда полностью рассыпалась, но эмблемы остались целы, только выпало два самоцвета. Поскольку решение о подъеме принято"сильными мира сего", то неприятных последствий того времени не последовало. Звезда была восстановлена на заводе №81( с 1936 по 1942 год завод носил №81, 1942 стал носить №82 Тушинский машиностроительный завод). Затем они были установлены окончательно.
Отличия могли появиться в результате ремонта(укрепления) после падения. О чем говорит табличка с номером завода.Кстати источник подтверждает что это кремлевская звезда.
Ещё раз пересмотрите ролик на 34-36 секунде там прекрасно видно звезду которую поднимали на башню Кремля и в самом конце этого ролика на 1:06 видно эту же звезду, ну и сравните её со звездой с СРВ.
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 17 июл 2019, 15:07

Отправили на реставрацию: звезда над Северным речным вокзалом Москвы погасла - Россия 24

phpBB [video]
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 23 июл 2019, 23:51

Даже видимости работ нет....
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 07 авг 2019, 20:34

Вроде визуально водички чуть больше стало.
Изображение
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 10 авг 2019, 12:11

Читаю и рыдаю.

Нет информации, не восстановят, убрали, заменили....Про кабинет Сталина так вообще какой-то бред. Это что Кремль, чтоб тут был кабинет Сталина. Хотя про кабинет НКВД это да, было такое. В целом конечно статья хорошая, хоть и местами "высосали из пальца" - хотя бы про шпиль. Шпиль поднимали именно на начало навигации и опускали на окончание всего несколько раз. Во время ВОВ он вообще был полностью опущен не зависимо от начала/окончания навигации. Потом долгие годы он всесезонно был поднят и окончательно и до реставрации его опустили в ноябре 2007 года. Ну и конечно про звезду.... шильдик то с завода остался после её реконструкции.

Ну посмотрим то будет после окончания реставрации.
Звезда с самоцветами, таинственные часы и множество мифов: как восстанавливают Северный речной вокзал

Началась реставрация Северного речного вокзала – символа Химкинского водохранилища. По окончании работ он превратится в современный транспортный комплекс. Закончить реставрацию планируется к середине 2020 года. Когда главную лестницу украшали пальмы и откуда взялась звезда на шпиле – читайте в нашем материале.
Изображение

Северный речной вокзал называли «Портом пяти морей». В советское время он стал водными воротами столицы. Отсюда можно было добраться до Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей.

Вокзал начали строить в 1932 году вместе с каналом им. Москвы и Химкинским водохранилищем. Работы закончились через пять лет – в 1937-м.
Изображение
В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Алексей Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

И вокзал, и корабль

Изображение

Северный речной вокзал – главное парадное сооружение канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали.

Если присмотреться, то вокзал напоминает корабль: Центральная часть с главным входом и башней – тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн – будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне – мачта, на которую еще не водрузили парус.

Фарфоровые медальоны

Изображение

Центральная часть вокзала была украшена тремя парадными арками. На их колоннах разместили настоящие медальоны – 24 больших фарфоровых блюда диаметром 1,5 метра каждый. Все по правилам симметрии – по 12 элементов со стороны парка и набережной.

Как рассказала эксперт-реставратор архитектурной керамики Надежда Поленова, они были изготовлены и расписаны вручную на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1937 году в отделе особых экспериментальных заказов.

Рисунок каждого медальона неповторим. Здесь изображены знаковые объекты того времени: мавзолей им. Ленина, Кремль, здание метро «Киевская», дирижабль, гидроэлектростанция и даже непостроенная сталинская высотка.
Изображение

Сейчас медальоны уже сняты с колонн. Их реставрируют: воссоздают исходную форму и расписывают.

«Я работала на многих знаковых объектах, но этот – архисложный, потому что мы работаем с фарфором. Если его неправильно установить, то он может треснуть. Так и случилось в 1937 году. Треснули все», – сказала Надежда Поленова.
Изображение

Она уточнила, что сейчас восстанавливают один из самых поврежденных медальонов. «У него сохранность всего 50%. Но даже в таком состоянии мы с ним справимся, обязательно сохраним, чтобы он жил еще лет 30-40. Боремся за историю всеми силами», – заверила Надежда Поленова.

В реставраторские мастерские также отправлена и позолоченная надпись из медного сплава: «1933 Волга ≈ Москва 1937», которая размещалась над парадными арками Северного речного вокзала.

Изображение

Изображение

Изображение

Там, где башня соединяется с центральной частью вокзала, в разные стороны света смотрели четыре бетонные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.

К началу реставрации состояние скульптур было аварийным. Их металлический каркас проржавел, многие части были утрачены: Северянин потерял ногу, Южанка – часть руки, а Краснофлотец – пальцы.

Изображение

«Мы решили, что лучшим выходом из этой ситуации будет снять копии и изготовить новые скульптуры из того же материала. Эти статуи спасти уже невозможно», – пояснила ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей.

Сейчас они находятся в специальном боксе рядом со зданием вокзала. У Северянина уже появилась нога, а Южанка без проблем держит кисть винограда. С них уже отлили основную форму, на очереди работа над деталями.

Выше статуй, в середине башни, находились одни из главных эмблем мореходства – якоря. В отличие от скульптур их покрывали бронзой, но цвет получился слишком светлый – якоря сливались с серыми стенами башни. И в 1937 году, когда они еще не были доделаны, поступило распоряжение покрыть их коричневой эмалью.

Сейчас они сняты и отправлены на реставрацию.

Изображение

Сразу над якорями находятся часы – по циферблату на каждую из четырех сторон света. Внутри башни расположился механизм с курантами. Сами циферблаты были разработаны проектной бригадой Алексея Рухлядева специально для Северного речного вокзала. Их диаметр составляет почти 2,4 метра, а длина каждой стрелки – больше метра.

До нас циферблаты дошли в черном цвете, а стрелки и секундные деления имеют серый окрас. Но во время исследований специалисты обнаружили, что часы были позолоченные. Позолоту воссоздадут на стрелках, металлических пластинах под цифрами и секундных делениях.

Изображение

Архитекторы также нашли в башне несколько звезд. После тщательного изучения архивов оказалось, что они располагались на циферблате. «Мы нашли их не в самом лучшем состоянии, но, думаем, их получится отреставрировать и вернуть на законное место», – уточнила Ольга Кочубей.

Звезда, которая флюгер

Изображение

Звезда Северного речного вокзала – самая видная часть здания. Она располагалась на верхушке раздвижного шпиля. В период навигации – с апреля по октябрь – ее поднимали на высоту 75 метров. Поздней осенью, зимой и ранней весной шпиль был опущен. Это означало, что сезон не открыт.

Сама звезда сделана из металла и покрыта гальваническим способом золочения. В центре у нее с обеих сторон находилось два знака серпа и молота, посеребренных и инкрустированных самоцветами: топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем.

Изображение

«Представляете, как это было красиво: золотая звезда, темный серп и молот и сияющие камни», – подчеркнула Ольга Кочубей.

Самоцветы сейчас находятся не в очень хорошем состоянии.

«За десятки лет они покрылись пылью, грязью, потускнели. Им придадут лоск, дополнят утраченные камни, а также расчистят места, куда они были вставлены – касты. И звезда снова засияет, как в 1937 году», – уточнила ведущий архитектор.

Изображение

Главный вопрос, который сейчас стоит перед архитекторами – как восстанавливать золочение. Звезда очень большая и весит около тонны, поэтому ее невозможно перевезти в другое место. Ее придется либо полностью разобрать, либо построить огромную ванну и окунуть целиком.

«Пятиконечная» никогда не имела постоянного зафиксированного положения. Она была флюгером и вращалась вокруг оси по дуновению ветра.

«Сейчас механизм шпиля отправили на реставрацию. После окончания работ звезда, как и раньше, будет указывать начало и окончание судоходства», – сказал Юрий Иванов, главный инженер Северного речного вокзала.
Интересный факт Несмотря на распространенный слух о том, что звезда была взята со Спасской башни Московского Кремля, это не так. «Подключив архивные материалы и периодику, мы пришли к выводу, что звезда на момент постройки была в запасниках НКВД. Возможно, она была изготовлена как запасная или на одну из башен, но по какой-то причине не была установлена», – подчеркнула Ольга Кочубей. Сам Алексей Рухлядев писал в начале 1937 года, что «здание планируется украсить звездой по типу Кремлевских». Тогда на башнях Кремля были установлены звезды царского времени. Их сняли только в конце 1937 года. Позднее они выставлялись в парке Горького. Одну из них даже разместили в куполе павильона Космос на ВДНХ, но потом убрали. «Сейчас их звезду воссоздали в ходе недавней реставрации, а в качестве образца использовали нашу, с Северного речного вокзала. Дальнейшую историю подлинных звезд проследить пока не удалось», – сказала Ольга Кочубей.
Изображение
продолжение следует...
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 10 авг 2019, 12:12

продолжение...
Крыша-ресторан с видом на воду

Изображение

В советское время крыша Северного речного вокзала была эксплуатируемая. На ней размещался ресторан: стояли столики, бегали официанты, гости наслаждались видом. Здесь проходили съемки фильмов «Волга-Волга» и «Новая Москва».

Изображение

«Это было серьезное заведение, сюда все мечтали попасть. Мы предлагали вновь использовать крышу хотя бы как прогулочную зону. Но по требованиям пожарной безопасности и нагрузкам на конструкции это осуществить не удалось», – рассказала Ольга Кочубей.

Изображение

Дельфины южной галереи

Изображение

Фонтан с южной стороны здания по замыслу архитекторов должен напоминать гостям о Черном море и Крыме. Его создал скульптор Иван Ефимов. В центре чаши находился цветок, из которого спускалась вода, а над ним и вокруг него, по кругу, располагалась группа из девяти медных дельфинов. У каждого был свой шар, только сверху – стеклянные, а снизу – металлические.

«Это было настоящее произведение искусства. Но до нас не дошло ни одного подлинного дельфина, а только три, которые были уже воссозданы в период прошлых реставраций. Но у нас есть предположение, что внутри стеклянных сфер била вода и казалось, что шары вращаются», – подчеркнула Ольга Кочубей.

Изображение

Сейчас мы видим только сам цветок. Основание и механизм разобрали, сняли облицовку с чаши и промаркировали гранитные камни лепестков.

«Мы воссоздадим фонтан таким, каким он был при строительстве вокзала. У нас есть исторические фотографии и план реставрации предыдущих лет. Сейчас скульпторы готовят 3D-модель», – подчеркнула ведущий архитектор.

Вокруг фонтана разобьют газоны, отреставрируют порталы и колонны. Сделают прямой выход из здания в галерею. Сейчас там только металлическая дверь и лестница на второй этаж и крышу.

Белые медведи северной галереи

Изображение

Фонтан Север, по замыслу архитекторов, должен был отсылать гостей к освоению Арктики. Сверху располагался птичий базар: там гнездовались три железные гагары с размахом крыльев более метра и три небольшие утки. Всю композицию держали мраморные медведи – два больших и один маленький. Они стояли на гранитной чаше, из которой била вода.

Изображение

«К сожалению, птицы не сохранились вообще. Да и сам фонтан дошел до нас нерабочим. Можно только предполагать по фотографиям, как он выглядел, что вода лилась еще и из центра и спускалась по медведям», – сказала Ольга Кочубей.

Из здания вокзала будет восстановлен прямой выход в галерею, где находится фонтан. Здесь пока только закрытая железная дверь, за которой скрывается лестница на второй этаж и крышу.
Интересный факт В здании на самом деле не два фонтана, а четыре. Это – родники, которые расположены симметрично с южной и северной сторон вокзала. Они были выполнены в виде голов дельфинов или осетров. Из-за повреждений сложно сказать, кто там был на самом деле. Родники должны были символизировать отверстия, через которые вода утекала за борт корабля с палубы. Сейчас они отправлены на реставрацию.
Стены вокзала-корабля

Изображение

Время не пощадило не только детали и элементы, но и сам вокзал. Сейчас там ведутся противоаварийные работы.

«Мы расчищаем старые слои штукатурки, затем будем чинить кладку, заново штукатурить стены и воссоздавать первоначальный облик здания», – сказал Юрий Иванов.

В процессе работ выяснилось, что при строительстве использовали специальную каменную штукатурку со слюдой – террозитовую.

«Здание не раз перекрашивали, поэтому во время исследований мы даже не знали, что здесь была террозитовая штукатурка. Ее нашли, когда начали снимать слои. Ее главная особенность – гладкость и рустованность – на ней вырезали большие прямоугольники, так создавали эффект кирпичной кладки», – сказала Ольга Кочубей.

Изображение

Сейчас работы идут и над дверями и окнами. Некоторые из них сохранились с 1937 года. По ним будут воссоздавать новые и обязательно деревянные. Только так можно вернуть зданию его первоначальный облик.

Вокзал будет полностью освещен. На «палубах» каждого этажа разместят плафоны. У этих открытых галерей потолок кессонированный, который состоит из углублений, балок и ячеек. В середине каждого кессона будет вставлен плафон-полусфера. На каждом этаже их появится несколько десятков.

Изображение

Также создадут ночную подсветку, как это уже сделано со многими историческими постройками.

«Эти лампочки мы не увидим – они будут скрыты, и только ночью будут создавать величественность речного порта», – подчеркнула Ольга Кочубей.

Изображение

На крыше разместят еще 12 фонарей в виде ландышей. Раньше они совмещали в себе сразу три функции – освещение, декор и место для отдыха: в их основании установлены скамьи.

Сами фонари были выполнены из металла, бетона, оштукатуренной кирпичной кладки и стекла.

До нашего времени они дошли в плохом состоянии – металлические элементы были деформированы, большая часть стеклянных плафонов разбита или отсутствовала вовсе, а декоративная отделка разрушена и частично утрачена.

Сейчас каждый из фонарей ждет комплексная реставрация. Им вернут способность светить. Плафоны изготовят из молочного стекла – по 12 штук на каждый фонарь, заменят проводку, восстановят декор и укрепят конструктивное основание фонарей.

Лавочки под ними тоже воссоздадут, но использоваться они не будут. Как уже говорилось выше – на крышу посетителям вход воспрещен.
продолжение следует...
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15391
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17257 раз
Поблагодарили: 15194 раза

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 10 авг 2019, 12:13

окончание...
Главный зал

Изображение

По лестнице из парка посетители вокзала сразу попадали в главный зал. Сегодня он требует реставрации, там все обтянуто пленкой.

Изображение

Сквозь строительные леса можно увидеть большие плиты мрамора на стенах. Под потолком расположились гербы Советских Республик, по три штуки с четырех сторон. Причем над главным входом они выполнены в виде окон, гербы нарисованы на стекле.

Потолок сделан кессонами с живописью гризайл – это специальная техника, которая придает рисунку объем. Ею часто заменяют лепнину. После его расчистки и реставрации в некоторые кессоны повесят люстры.

Пол также выполнен из мрамора: в центре располагался наборный рисунок – четыре черных якоря в рамке из красного камня на белом фоне.
Интересный факт Справа от входа разместилась неприметная деревянная конструкция. Это настоящая историческая касса 1937 года. Реставраторы приняли решение восстановить ее и использовать не только для экскурсий, но и по назначению. Туда посадят кассира, который будет продавать билеты.
Зал-ресторан

Изображение

Слева от главного зала расположился вход в ресторан с циферблатом над дверью. Мраморные стены с резными деревянными панелями, наборный паркет, кессонированный потолок с живописью гризайл и медальонами с изображением кораблей – таким был ресторан в советские годы, напрямую связанный со столиками на крыше. Именно отсюда официанты бежали по прямой лестнице рядом с фонтаном Юг с подносами еды.

«Когда специалисты расчищали поверхность, то за часами нашли рисунок. Но поскольку это был совсем маленький фрагмент, его закрыли и оставили циферблат», – добавила Ольга Кочубей.

Ресторан восстанавливать не будут: на вокзале разместят только кафе и зону буфета.

«По современным требованиям рестораны должны обеспечивать полный цикл. То есть половину цокольного этажа пришлось бы занять оборудованием: печами, холодильниками и др. Сейчас мы не можем этого позволить», – сказал Юрий Иванов.
Интересный факт В советское время зал ресторана активно функционировал. Но каждые 20 лет у него сменялось руководство. И каждый считал своим долгом сделать ремонт «под себя». При расчистке пола в зале ресторана нашли шесть слоев паркета, но исходный рисунок найти так и не удалось.
Зал ожидания

Изображение

Он расположен симметрично к залу ресторана с правой стороны. Внутри не просто помещение – под потолком разместились балконы, на потолке – живопись в технике гризайль. На стенах – деревянные резные панели и рисованные панно, показывающие, как отдыхали и работали советские люди. На полу лежал наборный паркет с собственным рисунком.

Изображение

Сейчас изображения и панели сняли и отправили на реставрацию. Пол тоже переместился в мастерские. Стены и потолки собираются расчищать и обновлять.

Залы ожидания и ресторана создавались как симметричные не только по расположению, но и по интерьерам. Однако проектировщики не стали делать точную копию: в каждом создали свою «изюминку».

Например, окна в ресторане – круглые, в зале ожидания – шестиугольные, а деревянные панно различались по рисунку.

Кроме того, в залах ожидания и ресторана, а также по открытым галереям планировались эксплуатируемые световые потолки, то есть крыша должна была быть стеклянной, по которой могли бы ходить люди.

Ее даже начали делать, но на этапе строительства идею свернули и потолки сделали глухими. Все из-за недостатка технологий. В конце 1930-х годов не смогли создать такой потолок по нормам безопасности.



Зал Сталина

Изображение

Слева от входа в зал ожидания расположился небольшой зал Иосифа Сталина. По некоторым источникам, это был личный кабинет главы СССР. Он заседал здесь и принимал людей, когда бывал на территории Северного речного вокзала.

Кабинет полностью сочетается с остальным зданием: на стенах – мрамор, на полу – наборный паркет, на потолке – кессоны с живописью гризайль. Все это сейчас передано в руки мастеров-реставраторов.

После окончания работ кабинет восстановят.

На каждой из четырех стен есть пустые круглые ниши, где должны были расположить панно.

«Есть предположение, что раньше их украшали портреты государственных деятелей. Но возможно, что в какой-то период они стали неугодными. Их сняли, места расчистили и оставили пустыми. У нас нет информации, кто был там изображен. Поэтому мы приняли решение оставить их такими, в качестве исторических элементов», – уточнила Ольга Кочубей.


Зал НКВД

Изображение

Справа от кабинета Сталина небольшая дверь ведет еще в один зал – НКВД. Когда представители этого ведомства появлялись на территории вокзала, они заседали в этом помещении.

Сейчас тут реставраторы отливают капители и водометы для здания.

«К сожалению, зал до нас дошел совсем без живописи. Остались только кессонированные потолки. У нас нет данных о том, как он выглядел раньше, поэтому здесь пройдут только основные работы. Расписывать его заново не будем», – сказала Ольга Кочубей.



Второй этаж палубы корабля

Изображение

С обеих сторон от входа расположились железные лестницы. Они ведут на второй этаж. Что примечательно, перила – исторические и подлежат реставрации. Скоро над ними начнут работать.

Второй этаж Северного речного вокзала был административный. Обычных посетителей туда не пускали. Сейчас там активно расчищают полы, потолки, стены. Стоит отметить, что это не единое пространство – этаж разделен на две части. Чтобы попасть в каждую из них, нужно подняться по определенной лестнице сбоку от входа.

Изображение

Единственное место, куда допускались гости – детская комната. Там можно было оставить малышей на время. Она существовала недолго. У архитекторов даже нет точных данных, когда именно она прекратила свою работу. Сохранилась лишь одна фотография с упоминанием этого места.

Единственное, что осталось в этом помещении от 1937 года, – живопись. В советское время, когда комнату переделывали из детской, рисунок зашили гипсокартоном. Это его и спасло. Сейчас архитекторы заняты его расчисткой.

Открытые «палубы» второго этажа
Галереи второго этажа не пощадило не только время, но и погода. Из-за воздействия осадков и солнца столбики ограждений быстро приходили в плохое состояние, поэтому их часто красили. В итоге во время исследований архитекторы не могли понять, что изображено на балясинах. Исходный вид удалось установить только по фотографиям.

Изображение

Кроме того, полностью разрушился их внутренний каркас. Поэтому специалисты приняли решение отлить столбики заново и обмазать террозитовой штукатуркой.

Галереи с двух сторон переходят в лестницы на крышу, первая часть которых расположена перед выходами к фонтанам. Сейчас там перебирают гранитный камень ступеней и проводят гидроизоляцию.

Над галереями трудятся специалисты: стены пропитаны и усилены специальными составами, трещины заделаны. Полы выполнят по историческим фотографиям из наборного мрамора.

Трюм

Изображение


Поскольку здание вокзала расположено на холме, со стороны парка кажется, что оно двухэтажное. На самом деле здесь три уровня. Самый нижний видно лишь со стороны канала им. Москвы.

Сюда никого не пускают – очень грязно и пыльно: убирают инженерные каналы и выравнивают пол. Затем проведут чистовую отделку.

После окончания работ в подвале создадут музей мореходства и Северного речного вокзала.


Спуск к воде
Когда гости проходят сквозь основной зал первого этажа, они попадают на главную лестницу. Интересно, что со стороны канала им. Москвы это уже не первый уровень, а второй.

Изображение

Лестницу укрепили, гидроизолировали, перебрали гранитные камни ступеней. Перила тоже сохранились не в лучшем состоянии, но их можно восстановить.

Прямо на лестнице установят фонари с плафонами-шарами, которые восстановят по историческим фотографиям.

Изображение
Интересный факт На исторических фотографиях видно, что около вокзала росли… пальмы. Что случилось с ними потом – неизвестно. Кроме того, в советское время с причала каждые полчаса уходил маленький теплоходик. «Он пересекал канал им. Москвы. Люди с той стороны могли спокойно садиться на него, переплывать и гулять в парке», – рассказал Юрий Иванов.
Изображение

Вокзал для всех

Изображение

И хотя архитекторы стремятся восстановить исходный облик здания, вокзал приспособят для маломобильных людей. Внутри установят лифты: они будут подниматься с цокольного этажа, а вдоль наружных лестниц сделают пандусы. Это обеспечит доступ во все части «порта».

Также организуют отдельные помещения, универсальные санузлы, специальные тактильные информационные таблички.

«Мы хотим, чтобы у всех была возможность путешествовать», – сказал Юрий Иванов.

Автор
Мария Купцова
https://stroi.mos.ru
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Ответить

Вернуться в «Речная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей