Канал имени Москвы, исторические хроники

Обсуждаем историю флота, судоходства и т. д.
Аватара пользователя
MIXCD
Сообщения: 5155
Зарегистрирован: 02 май 2017, 22:59
Откуда: MWO
Благодарил (а): 937 раз
Поблагодарили: 4355 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение MIXCD » 22 окт 2021, 21:18

В 1937 году СРВ стал свидетелем первого полета в Арктику. Самолет Н-171 доставил исследователей и оборудование в первую в мире научную экспедицию «Северный полюс-1». На другом берегу канала им. Москва был целый аэродром полярной авиации «Захарково», откуда самолеты регулярно уходили в полярные экспедиции. Кстати, об этих легендарных полетах напоминают 2 медальона с самолетами на здании вокзала.

Изображение

Изображение

Изображение

Инф. ТГК Дептранс Москвы

Sergius
Сообщения: 77
Зарегистрирован: 11 май 2017, 10:25
Откуда: Москва
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 121 раз
Контактная информация:

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Sergius » 18 май 2022, 13:24

Реставраторы выпустили книгу о возрождении Северного речного вокзала

При поддержке Мосгорнаследия была выпущена книга, посвященная реставрации Северного речного вокзала. Об этом сообщил глава ведомства Алексей Емельянов.

Презентация издания прошла на площадке отреставрированного главного здания комплекса канала имени Москвы.

«Северный речной вокзал – уникальный памятник архитектуры 1930-х годов и одна из визитных карточек нашего города. Специалистами была проделана по-настоящему колоссальная работа, большинство оригинальных деталей были ими сохранены, восстановлены знаковые конструктивные и декоративные элементы, такие, как шпиль, звезда, часы. В книге представлена история строительства Северного речного вокзала и детальный обзор проведенных работ», — рассказал глава Мосгорнаследия Емельянов.

Среди авторов книги историк архитектуры Елена Желудкова, а также специалисты, непосредственно принимавшие участие в проведении реставрационных работ Виктор Кувшинников, Константин Беляев, Ксения Мокрова, Софья Паленова, Михаил Першин, Ольга Джавадова, Денис Петров.

Тексты реставраторов в книге сопровождаются архивными чертежами, историческими и современными фотографиями, которые наглядно сопоставляют подлинный облик здания, его состояние до начала реставрации и современный вид.
Издание доступно в электронном видеhttps://www.mos.ru/dkn/documents/view/269193220/
Источник https://leviy-bereg.ru/restavratory-vyp ... irtesen.ru

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 14 июл 2022, 17:28

85 лет каналу Москва-Волга.
«Надолгою памят» из 1936 года.
30 июня 2022 года во время реконструкции водосброса № 51 (Икша) при снятии штукатурного слоя в 1-й секции сегментного затвора был обнаружен свёрток — две половинки тетрадного листа, исписанных химическим карандашом и завернутых в газету «Известия».

Место, где были спрятаны записки, оказалось очень удачным. В нише под штукатуркой, несмотря на близость воды, оказалась благоприятная атмосфера для сохранения послания к потомкам.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Записки и газета прекрасно сохранились, как будто их спрятали совсем недавно. Надо отдать должное производившим ремонт рабочим. Они не только заметили «капсулу времени», но бережно её извлекли и передали руководству Яхромского гидроузла. Теперь она окажется в музее канала в Деденево.

Из текста записок становится ясно, что написаны они двумя заключёнными, проводившими штукатурные работы. 8 августа 1936 года, в 5 часов утра они написали и спрятали послание потомкам. О том, что понимали, зачем сажали людей — нужна была рабочая сила строить канал, о последствиях коллективизации — ссылки, смерти, расстрелы. Но главное — чтобы их не забыли и их имена не сгинули в мутной реке времени, сына кулака Чикильдина Андрея Фёдоровича, 1912 года рождения, и Костюченко Дмитрия Иосиповича, 1890 года рождения, уроженца Глушковского района Курской области.

Текст приведён максимально близко к оригиналу:

Надолгою памят. Штукатур-заключенный сроком напять лет 1935го, производил работу строителства водозброса Москва Волга. Судили ни одного заклченого потому что нада было построять канал. Кто будет читать эту записку и это дело было 1936 году 8 августа заключенный Чикильдин Андрей Федорович рождения 1912го

Изображение

Были Саветская власт были такие времена при маей памяти что сылали крестьянина в Салавки в далекий край от родной симли было время что жыли люди так что имели свое то забрали в кольхоз эт колхо обозначает вмесная обработка
Изображение

И так пишу надолгое время и будет знат что было через нескольк лет заключенный Чикильди Андрей Ф. бывший сын кулака отец мой был сослан в Саловки и умер. Брат мой был расстрелян. И я бы заключеный Вселуш(?) Чикильдин 1936-го.

Изображение

1936 года 8 Августа 5 часов утра. Штукатурку производил заключенный сроком 3 года, год рождения 1890 Курской области Глушковского района Костюченко Дмитрий Иосипов статья 135-я [возможно 35-я]

Изображение
http://moskva-volga.ru/nadolgoyu-pamyat ... dIK707uA3M
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
avis
Сообщения: 4418
Зарегистрирован: 05 май 2017, 13:33
Откуда: Москва
Благодарил (а): 4655 раз
Поблагодарили: 5972 раза
Контактная информация:

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение avis » 14 июл 2022, 22:29

Да, Ира...
Вот так находка.
Спасибо, что опубликовала у нас.
Оно может, у нас и три сообщения в неделю, но зато каких!
Ночью голос совы звучит хорошо ибо он звучит в свой час.

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 15 июл 2022, 13:01

Каналу имени Москвы – 85!

Благодаря ему за столицей закрепилось название «Порт пяти морей»

На протяжении 85 лет канал имени Москвы снабжает Москву водой, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области, а также обеспечивает кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой. Благодаря каналу за столицей закрепилось название «Порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Немного истории

Строительство канала Москва – Волга длилось 4 года и 8 месяцев. Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года было создано управление эксплуатации канала. В постоянную эксплуатацию канал Москва – Волга был принят 15 июля 1937 года.

В 1945 году в состав предприятия вошел Вышневолоцкий техучасток.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России. В честь 800–летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 года, канал Москва – Волга был переименован в канал имени Москвы. Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами были переданы в ведение предприятия в 1950 году.

Передача предприятию водных путей и гидросооружений на реке Оке в 1958 году завершила формирование зоны деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы».

Оглядываясь на прошедшие годы, можно сказать, что технические решения инженеров–проектировщиков канала имени Москвы по габаритам искусственного водного пути, по конструктиву сооружений, по механическому оборудованию судоходных шлюзов, по агрегатам насосных станций и ГЭС прошли проверку временем.

3 октября 1977 года Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100–летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве Управление канала имени Москвы было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Архитектура

Архитектура канала Москва – Волга строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу, а его гидротехнические сооружения были оформлены очень красиво. Результат был достигнут благодаря огромному таланту архитекторов. Старший архитектор А.М. Рухлядев спроектировал и построил Московский (Химкинский) речной вокзал, 9–й шлюз, Карамышевскую железобетонную плотину и электростанцию. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского шлюза № 3 (В.Я. Мовчан), Икшанского шлюза № 5 (Д.Б. Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и 8 (В.Ф. Кринский), авторы нашли тактичную меру применения пластических форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика.

Военное время

В 1941 году канал Москва – Волга сыграл важную роль в защите столицы от немецко–фашистских захватчиков. Группой специалистов канала Москва – Волга (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу с использованием гидротехнических сооружений. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин – Рогачево – Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из канала Москва – Волга в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. Через водосброс

№ 51 вода из канала имени Москвы сбрасывалась в реку Яхрому. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен непроходимый водный заслон.

Канал Москва – Волга выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года.

В годы Великой Отечественной войны канал Москва – Волга ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции канала Москва – Волга составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По каналу Москва – Волга перевозились военные грузы.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный комитет обороны вынес решение о восстановлении канала Москва – Волга и его пуске к навигации 1942 года.

19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по каналу Москва – Волга.

Дела и люди

Жук Сергей Яковлевич (1892–1957). Академик, Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал–майор инженерно–технической службы. С 1932 по 1937 год в должности главного инженера руководил проектированием и строительством канала Москва – Волга. Возглавлял созданный им на базе проектного управления строительства канала Всесоюзный ордена Ленина проектно–изыскательский и научно–исследовательский институт «Гидропроект», которому было присвоено его имя. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Рухлядев Алексей Михайлович (1882–1946). Русский и советский архитектор, педагог, один из основателей советской архитектурной школы. В 1920–х годах представитель рационализма – авангардистского течения в скульптуре. Занимался проектированием административных и жилых зданий, промышленных предприятий. В 1936 году был назначен старшим архитектором Волгостроя. За проектные работы по каналу Москва – Волга награжден орденом Ленина, за проект Химкинского речного вокзала на Парижской Международной выставке искусств и техники был награжден дипломом Grand Prix.

Вихляев Иван Иванович (1896–1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Специалист по торфу на строительстве канала Москва – Волга.

Агафонов Дмитрий Филиппович (1897–1970). Инженер–путеец, генерал–директор речного флота 3–го ранга. С 1939 по 1951 год – начальник Управления канала Москва – Волга (С 1947 – канала имени Москвы). В годы Великой Отечественной войны, в период оборонительных боев, при его участии был разработан план использования сооружений канала как оборонительного рубежа Москвы. За эти операции в составе группы работников канала отмечен правительственной наградой.

День сегодняшний

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов Российской Федерации. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт–часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей, из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования – 1726 км.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, реке Волге от Твери до населенного пункта Хопылево, по каналу имени Москвы, Москве–реке и реке Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:

– обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;
– водоснабжение города Москвы;
– содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;
– обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
– государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения;
– выработка и передача электроэнергии.

Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Все перечисленные функции с соблюдением установленных приоритетов выполняются на протяжении 85 лет работы канала имени Москвы.

Внутренний и речной туризм развивается с каждым годом. В навигацию 2021 года через шлюзы канала прошли 17 863 пассажирских судна. По внутренним водным путям Московского бассейна в навигацию 2021 года перевезен 1 678 801 пассажир.

Ввод в эксплуатацию гидроузла Белоомут в навигацию 2021 года улучшил ситуацию в устье реки Москвы, где увеличилась гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м на участке общей протяженностью 15 км. Кроме того, была увеличена гарантированная глубина на участке реки Оки от населенного пункта Щурово до гидроузла Белоомут общей протяженностью 50 км с 2,0 м до 2,2 м, а также на участке реки Оки от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск с 1,8 м до 2,0 м.

В 2021 году повысилась категория содержания внутренних водных путей на участке от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск со 2–й светоотражающей на 1–ю освещаемую. Также улучшена навигационная обстановка на участке реки Волги от населенного пункта Мигалово до города Тверь протяженностью 10 км с 3–й неосвещаемой на 1–ю освещаемую.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна были задействованы 3487 знаков навигационного ограждения, в том числе 2098 плавучих навигационных знаков и 1389 береговых.

В навигацию 2022 года произошло улучшение качественных параметров участков ВВП (повышение категорий средств навигационного оборудования) с гарантированными габаритами и средствами навигационного оборудования на трех участках общей протяженностью 13 км с 7–й категории на 1–ю и 2–ю категории.

В настоящее время рассматривается обращение правительства Тверской области об изменении категории внутренних водных путей на реке Шоша протяженностью 2,5 км с 7–й категории на 1–ю категорию для обеспечения движения пассажирских судов в порт Завидово. Планируется обслуживание двух участков внутренних водных путей регионального значения, расположенных в г. Москва (водоотводной канал протяженностью 4,55 км и участок Кунцевской луки – 2,2 км).

Кроме того, на участке реки Москва от гидроузла Софьино до гидроузла Северка протяженностью 69 км увеличена гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна задействован 3501 знак навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков – 2098 и 1403 береговых навигационных знака.
https://transportrussia.ru/razdely/itog ... vy-85.html
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 15 июл 2022, 21:44

Каналу имени Москвы 85 лет!

Канал имени Москвы празднует свое 85-летие. Восемь с половиной десятилетий - солидный юбилей, но мог бы стать и трехвековым, поскольку триста лет назад Петр I, в канун персидского похода в апреле 1722 года, повелел изучить возможность «водяной коммуникации» между Москвой-рекой и Рогачевской пристанью на реке Сестре. Сестра впадает в Дубну, а Дубна — в Волгу: готовая водная магистраль от Москвы до Каспия. Толковый голландский инженер Виллим Геннин уже к июлю представил царю в Персию подробнейшие планы с описанием аж трех вариантов потенциальной «водяной коммуникации» по рекам Яуза-Клязьма-Каменка-Яхрома-Сестра (148 км), или рекам Москва.Истра, Катыша, Сестра (228 км), либо через реки Яузу, Клязьму, Учу, Вязь, Дубровку, Икшу и Яхрому. Но честно предупредил государя, что «сия работа будет зело велика… лутче первая остуда без убытка, нежели последняя с великим убытком». Петр все взвесил и решил обойтись пока без канала.

Через 100 лет была предпринята вторая попытка, канал пытались копать в 30-е годы XIX века. Копали четверть века, потратили почти 3 млн рублей, возвели 36 шлюзов, но появившаяся в 1851 году железная дорога между Москвой и Петербургом увела на себя ресурсы казны и частных инвесторов, а наметившаяся было трасса канала оказалась заброшена.

Век спустя план голландского инженера на повестку дня поставили уже не транспортные задачи, а жажда - острейшая нехватка питьевой воды в крупнейшем мегаполисе и главном промышленном центре стремительно развивавшегося СССР, оказавшемся на голодном пайке водных ресурсов обмелевшей донельзя Москвы-реки.

В конце 1920-х годов в кремлевской излучине Москва-реки ее пересекали вброд даже мальчишки, а сама вода состояла, в основном, из бытовых/промышленных стоков и для питьевых целей не годилась.

Принявший решение о строительстве канала Пленум ЦК ВКП (б) 15 июня 1931 года стал историческим событием, положив начало двум крупнейшим в мире инфраструктурным проектам - строительству московского метрополитена и созданию канала Москва-Волга.

И действительно, масштабы и сжатые сроки реализации этого проекта поражают до сих пор. Главной грандиозной и чрезвычайно сложной целью, поставленной руководством страны перед строителями канала, было, пронизав толщу Клинско-Дмитровской гряды и пройдя почти 130 км, удалить более 150 млн. кубометров породы, с тем, чтобы соединить совершенно обмелевшую Москву-реку с Волгой. Столицу государства рабочих и крестьян создание Канала обеспечило неисчерпаемыми водными ресурсами великой русской реки и надежным воднотранспортным соединением с основными промышленными, ресурсными и продовольственными агломерациями - Северо-Западом и Поволжьем.

Фронт работ, первоначально осуществлявшихся преимущественно вручную, постепенно все больше механизировался. Так, именно в Дмитлаге был создан уникальный по тем временам, не имевший аналогов в мире экскаваторный парк, насчитывавший более 170 мощных землеройных машин, введены в строй системы ленточных транспортеров, подающих бетон. Извлеченный грунт вывозили в низменную пойму Клязьмы десятки поездов, шедших по специально проложенным железным дорогам общей протяженностью более 700 км. Строительство канала обеспечивали крупнейшие заводы и промышленные комбинаты СССР.

Строительство канала длилось 4 года и 8 месяцев, за которые было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе, 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций.

Появление грандиозной магистрали для транспортировки пресной воды, обеспечения судоходства и промышленного развития столицы позволило решить главную задачу - снять «водяную удавку» с пути развития Москвы, сделать ее портом пяти морей.

Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России.

А в первый год Великой Отечественной войны канал внес не только косвенный - транспортный, энергетический, питьевой вклад в защиту столицы, но и сыграл роль средства ее активной инфраструктурной обороны.

Летом 1941 года начались налеты фашистской авиации на Москву, а осенью на подлстурпах к столице появились сухопутные войска вермахта. Специалисты канала Москва-Волга – гидротехники, механики, энергетики – внесли предложение о создании дополнительной водной преграды врагу. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, переправлялись через замерзшее Иваньковское водохранилище по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Когда уровень воды в водохранилище упал на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин - Рогачево - Дмитров. Командующий Западным фронтом Георгий Константинович Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Инженеры канала и военные инженеры разработали схему работы гидротехнических сооружений, при которой за счёт воды канала был начат подъём воды в реке Сестре. Тем самым был отсечён северо-западный подход к каналу от Дубны до Дмитрова.

Для продления замыкания контура водной обороны от Дмитрова до Икши был предпринят второй этап: затопление поймы реки Яхромы. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон. Наступающим немцам пришлось искать обходные, гораздо более сложные и медленные по срокам маршруты продвижения на восток.

Канал выполнил роль мощного оборонительного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников канала Москва – Волга превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

Канал тогда ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала военные грузы, воду и электроэнергию.

Ремонт механизмов повреждённых шлюзов начался сразу после отступления немцев. Сквозное движение по каналу открылось вовремя - 19 мая 1942 года.

В память о разноплановой и славной истории канала 5 июля 2007 года в административном здании Яхромского РГС, расположенном в поселке Деденево Дмитровского района Московской области, открыт Музей истории и современности канала имени Москвы.

Уникальность и величие канала органично пордчеркивает и архитектура его сооружений, которая задумана в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу и стал достойной «визитной карточкой» столицы и крупнейшего мегаполиса нашей страны.

Шлюзы с башнями, расположенные на трассе канала от Волги до Москвы, имеют различное оформление и вместе с прилегающими к ним зданиями являются главными объектами в архитектуре канала. Главным символом канала имени Москвы стали декоративные корабли-каравеллы, расположенные на башнях нижней головы шлюза №3, спроектированные архитектором В.Я. Мовчаном. Среди выдающихся архитекторов канала имени Москвы также были: А.М. Рухлядев, Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун, В.Ф. Кринский, В.М. Лисицин, И.К. Белдовский. И крупнейшее архитектурное сооружение канала - Северный речной вокзал, выполненный в виде прекрасного речного лайнераи ныне переданный в ведение города, и сегодня - одно из главных архитектурных украшений Москвы.

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов РФ. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

В структуре учреждения функционирует 10 филиалов, сформированных по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений.

Объекты Учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей, из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования – 1726 км.

За 85 лет по каналу имени Москвы прошло 8 450 000 судов, из них 6 100 900 грузовых, 1 504 100 пассажирских и 845 000 технического, вспомогательного флота и маломерных судов. Также за всё это время было перевезено 1266,5 миллионов тонн грузов и 152 миллиона 500 тысяч пассажиров.

Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:

обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;

водоснабжение города Москвы;

содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;

обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения; выработка и передача электроэнергии.

Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Попросу говоря, жители Москвы и Подмосковья вместе с туристами и прочими гостями столицы с удовольствием и пользой для здоровья проводят время на этих многочисленных рукотворных водоемах. Все перечисленные функции, с соблюдением установленных приоритетов, выполняются на протяжении 85 лет работы Канала имени Москвы.

Но, конечно, главное сокровище Канала - его люди, объединенные в большой, дружный и профессиональный коллектив.

К юбилею канала Министр транспорта Российской Федерации Виталий Геннадьевич Савельев выразил благодарность работникам ФГБУ «Канал имени Москвы»: главному бухгалтеру Управления Наталье Сергеевне Мартишкиной, заместителю начальника службы регулирования движения судов Управления Вадиму Александровичу Каченовскому, диспетчеру подразделения диспетчерской по движению флота Рыбинского РГС Марине Вячеславовне Блохиной, ведущему гидротехнику аппарата управления Московского РГС Светлане Николаевне Вакиной, заместителю начальника Яхромского РГС Александру Анатольевичу Кузьмину, заместителю начальника Сходненского каскада ГЭС Тушинского РГС Игорю Вячеславовичу Куликовскому, главному инженеру Рязанского РГС Виталию Владимировичу Рудневу, начальнику вахты шлюза №1 Волжского РГС Виктору Александровичу Смирнову, фрезеровщику 5 разряда Тверского РГС Михаилу Евгеньевичу Соловьеву, инженеру 1 категории по охране труда Дмитровских Электросетей Марине Васильевне Хрузиной.

И несколько слов о будущем. Под руководством Федерального агентства морского и речного транспорта и контролем Минтранса России уже стартовала самая масштабная на внутреннем водном транспорте страны программа модернизации Канала имени Москвы. Многомиллиардная программа будет завершена через 15 лет к 100-летию канала и должна вывести на новый уровень эффективности и безопасности, соответствующий требованиям середины ХХ1 века, все гидротехнические сооружения, энергетику, коммуникации и флот учреждения.

Коллектив Федерального агентства морского и речного транспорта, все моряки и речники нашей страны присоединились к поздравлениям и от всей души желают работникам и ветеранам Канала доброго здоровья, новых успехов на трудовой вахте, семейного счастья, благополучия и, традиционно, гарантированных габаритов судового хода и безаварийных навигаций!
Изображение

Изображение

Изображение
https://morflot.gov.ru/news/lenta/n6161.html
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 15 июл 2022, 21:48

Изображение
Автор фото: Владислав Хасиков
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 04 сен 2022, 09:11

1937г. - "Москва-Волга" - док. фильм о строительстве канала
phpBB [video]
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 26 сен 2022, 13:18

Телеканал "Культура"
Москва левобережная

25 СЕНТЯБРЯ 2022, 17:10
С появлением канала Москва-Волга нашу столицу стали называть портом пяти морей. По каналу действительно можно пройти в Каспийское, Азовское, Черное, Белое и Балтийское моря. И это, не считая многочисленных водохранилищ, некоторые из которых очень похожи на моря. Порт предполагает особый портовый колорит – в Москве на берегу канала образовалась курортная зона с парком и речным вокзалом. Здесь, на левом берегу, есть, что посмотреть. Тема сегодняшней прогулки – Москва левобережная.
https://smotrim.ru/video/2483305
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Аватара пользователя
Irinka
Сообщения: 15287
Зарегистрирован: 28 апр 2017, 22:19
Откуда: Москва
Благодарил (а): 17175 раз
Поблагодарили: 15077 раз

Re: Канал имени Москвы, исторические хроники

Сообщение Irinka » 17 июл 2023, 02:10

СУДОХОДСТВО
Каналу имени Москвы исполнилось 86 лет

15 июля ФГБУ "Канал имени Москвы" отметило 86-й день рождения гидротехнической системы. О событии напомнили в Росморречфлоте.

Как отмечают в агентстве, на протяжении долгих лет канал снабжает Москву водой, делает Москва-реку неизменно полноводной, обеспечивает электроэнергией часть предприятий столичной агломерации, создаёт кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Единой глубоководной системой России и всеми морскими бассейнами европейской части страны.

История строительства канала берет своё начало с июньского пленума ЦК ВКП (б) 1931 года, принявшего исторические решения о начале строительства метрополитена и соединении Москва-реки и с верховьями Волги. Причиной рождения проекта стала острая нехватка воды в столице, вызванная быстрым приростом населения и развитием промышленности.

Строительство канала Москва-Волга длилось 4 года и 8 месяцев. За рекордно быстрые сроки силами заключенных Дмитлага и тысяч вольнонаемных работников было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций. Для реализации проекта потребовалось удалить более 150 млн. кубометров земляного грунта на расстоянии почти 130 км.

Постановлением НКВД СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

Одновременно с каналом его строители возвели два закрытых аэродрома под Подольском, а в самой Москве – спортивный комплекс «Динамо», Северный и Южный речные порты.

На Канале имени Москвы нахолятся в эксплуатации 234 гидротехнических сооружения, в том числе, 20 судоходных шлюзов, 29 плотин, 12 дамб, 61 канал, 7 ГЭС, 5 насосных станций и 100 прочих гидротехнических сооружений.
Люблю смотреть на гладь воды,
Как будто нет течения,
Не зарастут мои следы
К реке, в том нет сомнения. (с)


Разочарование из-за плохого качества длится гораздо дольше чем удовольствие от дешёвой цены!

Ответить

Вернуться в «Речная история»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя