Экскурсия по залам Дворца Радзивиллов. Несвиж 23.04.2016.
После размещения в гостинице мы отправляемся осматривать интерьеры дворца. Да, забыла сказать, что на территорию внутреннего двора без билета пройти нельзя. Для постояльцев отеля предусмотрены пластиковый карты, которыми можно открыть турникеты в любое время суток. Таким образом, явное преимущество ночёвки в замке заключается в том, что сможете утром или вечером увидеть замок без толп туристов. Когда всё стихает и остаются только обитатели замка. Уверяют, что можно встретить ту самую Черную даму – Барбару Радзивилл. И в парке тоже. Но, она привидение безобидное, на безголовом варианте не останавливается.
Итак, мы вошли во дворец не с парадного входа, но оказались в том же помещении, куда в давние времена попадали все гости замка, вошедшие через парадный вход, а, именно, «в нижние сени с каморой» (камора – комната, чулан). С учетом того, что интерьеры дворца восстанавливались в интерпретации разных периодов жизни замка, то искать в нашей экскурсии какую-то логику, преемственность или думать, что все интерьеры одной эпохи – не стоит. Большинство комнат воссоздано по 17 веку, середине 18.
Сени ничего особенного не представляют, по обе стороны из сеней идут анфилады – покои князя и княгини, интересные боковые дверцы ведут непосредственно в спальню князя с одной стороны, и княгини с другой, таким образом ночные посетители могли выходить незамеченными, минуя сени. Есть мнение, что как-то же надо было продолжать род Радзивиллов.
Светильник в сенях – эпоха ренессанса, 16 век.
Звёздный зал. Назван так за характерное оформление потолка. Этот зал вводит в южную галерею. В 17 веке служило «столовой избой», в 18 веке – передняя княгини. В то время княгиней была Франциска Урсула, жена Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» (1702-1762). Прозвище этого Радзивилла весьма запоминающееся и получил он его из-за того, что путал и забывал женские имена и чтоб выглядеть вежливым обращался ко всем «Рыбонька моя».
Франциска Урсула, последняя представительница рода Вишневецких, женщина неординарная. Писала пьесы для дворцового театра в Несвиже, адаптировала произведения иностранных авторов (европейских, арабских) для постановок на «славянских» сценах, занялась обустройством дворца, библиотеки, восстановила работу типографии.
Позолота в этой комнате появилась в 19 веке, не только на потолке, но и построена печь с позолоченным гербом Радзивиллов. Облицовка знатно восстановлена. Вот там есть маленький прямоугольник тёмный, реставрационное окно. Видно как было до реставрации – тёмное всё.
История мебели из кабинета князя весьма мистическая (сейчас представлен как кабинет князя, но предназначение комнаты менялось, была она и кабинетом княгини, и лазаретом). Как я уже говорила, практически вся радзивилловская мебель была распродана и разграблена, а часть отдана на киностудию Беларусь-фильм. Однажды приехав для съемок исторической картины во дворец, привезли киношники с собой реквизит- стулья, полукресла, диван. И когда поставили в этом кабинете, то цвет обивки мебели полностью совпал со стенами и другим убранством. Так мебель Радзивиллов вернулась во дворец.
По источникам 1767 года часть убранства комнаты соответствует – обивка стен плиссе окаймленные позолоченными рамами. 8 медных никелированных светильников. На тот момент правил десятый несвижский ординат Кароль Станислав Радзивилл, по прозвищу «Пане Коханку». Пане Коханку был самым богатым аристократом в Речи Посполитой в своё время. Владел 16 городами и 683 деревнями! Прозвище от того, что он ко всем без разбора чинов и происхождения обращался «пане коханку», мой любезный, мой дорогой, мой милый.
Портрет Рыбоньки ближе к углу на первом фото.
Каменица или каминный зал. Один из наиболее аутентичных залов дворца с сохранившимся и действующим камином и двумя печами. К сожалению, из многочисленных дворцовых печей большая часть была уничтожена, но всё же штук 18 (если правильно помню) – подлинные. Вот как раз такой пример. Зал использовался как большой столовый – для парадных обедов и приемов. Потолки времен Пане Коханку. Портретная галерея по периметру – в хронологическом порядке портреты Радзивиллов. Интересны рамы этих портретов – инкрустация деревом, ни один узор не повторяется, но, конечно, это надо вблизи рассматривать, на фото все кажутся одинаковыми.
А это уже малый столовый зал, где семья обычно обедала. В 16 веке помещение использовалось как жилое, а с 1880 года – обеденный зал. Очень много подлинных элементов здесь сохранились. Панели «под орех», печь, лепнина, столовые приборы посеребренные, канделябры, каминные часы, картины. Интерьер представлен в аутентичном виде на конец 19 века, когда жена ордината Мария Дорота де Талейран де Кастелян занималась активным восстановлением и переоборудованием замка (а достался он супругам в весьма плачевном состоянии).
На портретах изображены – Князь Альбрехт Радзивилл (1593-1656) и необычный портрет двух жен Януша Радзивилла -здравствующей на момент написания картины в 1646 году и умершей.
Комнатка позади стола называется креденс (буфетная). Обычно располагалась между кухней и столовой. Там хранилась посуда, приборы, столовое бельё. Слуги, ответственные за подачу блюд к столу именно в креденсах доводили блюда до кондиции - украшали, укладывали, разливали вино перед подачей на стол. Комнаты такие и отдельные сейфы для столовой утвари были совершенно необходимы, имелся особый слуга, несший персональную ответственность за сохранность, ибо серебро часто воровали.
Гетманский зал. Появился во дворце в 18 веке как зал князей Вишневецких в знак породнения с Радзивиллами (Рыбонька и его супруга). В зале так же проводились торжественные приемы и балы. Сейчас в зале висят портреты не только Радзивиллов –Вишневецких, но и гетманов – выдающихся военачальников Великого княжества Литовского.
Сейчас в замке оборудованы несколько коллекционных кабинетов «Слуцкие пояса», «Минералы», «Нумизматика и фалеристика». Помимо коллекции примечательны и сами комнаты, своими потолками. Деревянные балки имеют как резьбу так и рисунок, выполненный в той же технике объемной росписи, что и в Фарном костёле. Эффект создается потрясающий. Визуально снизу невозможно определить где именно резьба, а где роспись.
Немного о слуцких поясах, своеобразной легенды Речи Посполитой. Мода на богато украшенную одежду у шляхты появилась во второй половине 18 века. Пояса такие ткались с использованием серебряных и золотых нитей, поэтому вес имели соответствующий. На один пояс уходили десятки граммов благородных металлов, так что пояс этот – ещё и на «черный день» запас (если сжечь его). Длина пояса от 2,5 до 6 метров могла быть, ширина около 50см. Пояса двусторонние, изнанки не имеют. Складывались вдоль пополам, а дальше уже завязывались поверх кунтука – верхней одежды, кафтана. Нередко ткали так чтоб вдоль по одной стороне было два узора, по оборотной ещё два, т.е. в итоге - четыре варианта пояса в одном. К изготовлению поясов женщины не допускались!
Так же, видимо, выражение «распоясался» происходит от того, что у дворян польско-литовских считалось потерей чести и достоинства выйти в свет без пояса. Т.е. можно хоть голым прийти, если обнищал, но в поясе.
Изначально завозились из Персии, но Рыбонька решил наладить производство в Слуцке и основал мануфактуру, изначально называлась персиарня (от – Персия). К 1793 году производство окрепло, а продукция его завоевала европейское признание. Изначально делались узоры только восточные, потом стали добавлять местный колорит и узоры –василёчки-цветочки, незабудки, ромашки. Во дворце была некогда знатная коллекция поясов, но из-за благородных металлов многое было уничтожено. Однако, и сейчас несколько образцов представлено, а также куклы, дающие представление о национальном костюме шляхты. Когда экскурсовод с гордостью сказала, что именно так выглядит белорусский национальный костюм, я предпочла разглядывать потолок.