Точно не знаю в какой теме разместить, но очень хочу, чтоб здесь был так сказать "первоисточник", а уж потом перенесу на флудофорум. На усмотрение модераторов в какой теме быть этому посту. Спасибо.
Навеяло перепиской на флудофоруме, куда я скромно встряла в попытке объяснить одному форумчанину что это за "барабан" который мы все по сто раз видели в шлюзах. Для этого я разместила фотографию
Фото отсюда -
http://sk-vvs.ru/objects/uglich
Называется - клапанный затвор шлюза
Потом кто-то что-то пытался объяснить опять и окончательно запутал вопрошающего. Поэтому я решила предпринять попытку объяснения №2.
Все равно не слишком понимаю, что представлено на фото, уж извините за тупость. Барабан, к которому по диаметру приделана перегородка, и при повороте она переходит из горизонтального в вертикальное положение? Но в шлюзах, где я наблюдал такое, барабан больно мелок, ИМХО. Хотя, может, обман зрения... Но если перегородка жестко связана с барабаном и переходит в вертикальное положение - что, если ей при движении вниз шлюза что-то станет мешать? Или там не перегородка, а полуцилиндр, который движется внутри своей геометрии, так сказать?.
Шлюз от лат -[aqua] exclusa — исключённая вода. Кажется есть нидерландский термин более созвучный нашему «шлюз» - «эклюз» - т.е. надо исключить из потока часть воды (в нашем случае – с находящимся в этой воде судном). Чтоб это сделать нужно некое сооружение.
Из Википедии:
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами (воротами), между которыми располагается камера с регулируемым уровнем воды.
Общее представление о том, как устроены затворы (ворота) шлюзов канала им. Москвы можно получить из следующей схемы, взятой мной с этого сайта.
http://www.nationaldefense.ru/includes/ ... rint.shtml
Прежде всего из этой схемы видно, что затворы верхней головы шлюза могут быть РАЗНЫМИ. Те схемы, что показывал форумчанин Имярек – это только сегментный затвор и никакого барабана там, разумеется нет. Очень хорошая подборка про сегментный затвор есть вот здесь. Я лучше все равно не объясню.
https://riverpilgrim.livejournal.com/368712.html
Совсем другое дело – клапанный затвор (ворота). Они представляют собой плоский щит «Г» образной формы, вращающийся вокруг горизонтальной оси. На общей схеме в нижней части картинки показан как раз такой тип затвора: слева-направо – галерейный затвор, затем клапанный – тот самый барабан. Понять «Г»-образность действительно непросто, ведь мы это не видим. Даже вот на таком фото, которое иллюстрирует схему с той лишь разницей, что наоборот – справа-налево.
Да, барабан больно мелок и Вам это не показалось. В области верхней головы шлюза находится король шлюза – самая высокая часть дна шлюза. Естественно уровень воды над королем должен быть достаточный для прохода судна, но это уже всё при строительстве учтено. Таким образом, ответ на вопрос «или там не перегородка, а полуцилиндр?» - для клапанного затвора обычно перегородка, для сегментного – сегмент или условно полуцилиндр. Найти хоть какую-то картинку этой «Г»-образной перегородки на барабане не удалось (может это военная тайна?), но есть нечто подобное из области гидротехнических сооружений. Тут я точно не скажу, но есть подозрение, что перегородка не встает в строго вертикальное положение, либо не всегда, а зависит от конкретного шлюза, от гидроусловий – от того насколько мощный напор воды.